+7 727 328 99 38
 

Asterisk - это бесплатная телефонная станция, распространяемая в исходном коде (open source), обладающая поистине неограниченными возможностями. Статья описывает инновационный подхо  к дистрибуции решения IP АТС на базе Asterisk.

Традиционный подход

Компании, внедряющие коммерческий софт, получают основной доход на этапе продажи.  Как правило, коммерческое ПО содержит искусственные ограничения, называемые лицензиями, а расширенные возможности требуют дополнительных затрат. Можно привести следующие примеры:
  • ограничение на число одновременных звонков или подключений пользователей;
  • максимальное число портов интерактивного голосового меню (IVR);
  • максимальное число голосовых ящиков, каналов записи разговоров, и др.
При этом ценовая политика таких компаний предусматривает занижение стоимости

базового продукта (по-сути, "урезанного" по функциональным возможностям), для того, чтобы  "посадить" Заказчика на свою продукцию. В дальнейшем клиент такой компании сталкивается с дилеммой: либо списать сделанные инвестиции и уйти к другому более дешевому  поставщику, либо увеличивать затраты на дополнительные лицензии.

Подход Open Source

Стремительно набирающая обороты парадигма создания ПО по модели открытых исходных текстов  полностью меняет бизнес-модель компании, занимающейся дистрибуцией такого программного обеспечения.  Такая компания не может продавать софт, так как он распространяется в исходном коде и публично доступен. Также, она не может продавать лицензии, так как нет никакого смысла вносить искусственные ограничения в ПО с открытым кодом. У нее остается только один источник получения прибыли - оплата фактических работ по внедрению и технической поддержке на стадии эксплуатации системы.

Asterisk является открытым программным обеспечением, лишённым каких либо искусственных ограничений.  Традиционное деление функционала системы в зависимости от размера и возможностей компании (малой компании чуть-чуть и недорого, а большой компании все "навороты" и за большие деньги) уже не актуально, и пользователи IP АТС на базе Asterisk используют все  стандартные и расширенные телефонные возможности, ранее доступные только крупным компаниям.

Благодаря Asterisk бизнес сектор SMB (Small and Medium Business) получает  возможности по построению эффективных коммуникаций, сопоставимые с таковыми у крупного бизнеса.

Но вернемся к интеграторам открытого ПО. Единственным источником дохода такой компании является оказание услуг. Следует обратить внимание, что интеграторы популярного Open Source ПО (а именно таким является Asterisk) работают в условиях жесткой конкуренции, так как обычно вокруг открытого ПО образуются большие и многочисленные сообщества. Такому интегратору приходится конкурировать с фрилансерами и другими интеграторами, и качество предоставляемых ими услуг, их оперативность и эффективность выходят на первый план. Либо компания оказывает качественные услуги вовремя и по адекватным тарифам, либо ее клиент с лёгкостью уйдет к конкуренту. В мире открытого ПО нет возможности "посадить на иглу" какого-то одного поставщика, так как ПО принадлежит сообществу. В таких условиях интегратор вынужден постоянно заботиться о качестве оказываемых услуг, а также внимательно относиться к каждому своему клиенту. Однако, некоторые интеграторы могут пойти ещё дальше.

Инновационный подход

Что может сделать компания, внедряющая открытое ПО, такое как Asterisk, чтобы качественно отличаться от конкурентов? Ответ заключается в автоматизации и специализации.  Мы живем в обществе потребления и вынуждены тратить огромное количество времени, решая проблему выбора. В мире IP телефонии эта проблема настолько актуальна, что новички, решающие вопросы миграции на IP, быстро заходят в тупик,  буквально заваленные различными предложениями и вариантами.  Даже доверяя своему постоянному партнеру-интегратору, им сложно определиться с тем выбором, который он им предоставляет. Наша первая инновация состоит в том, что
  • мы не оставляем выбора нашим клиентам.
Это значит, что проблема выбора уже решена нашими специалистами. Каждый элемент чётко позиционирован и выполнят строго определённую задачу. Например, есть IP телефоны для рядовых сотрудников, менеджеров подразделений, секретаря и администрации компании.

Требования любой компании к телефонной системе схожи на 90%. Типичный заказчик АТС хочет интерактивное голосовое меню с именем своей компании, возможность донабора внутренних номеров сотрудников, постановку звонка в очередь, чтобы клиент никогда не услышал занято, запись разговоров для контроля качества обслуживания, возможность переадресовать звонок в голосовую почту или на мобильный телефон в случае отсутствия сотрудника на рабочем месте. Подавляющее большинство поставщиков продуктов АТС предлагают удобные интерфейсы для настройки всех этих функций. Но на самом деле все эти системы перегружены функциональными возможностями, непонятными неподготовленному пользователю, неудобны в использовании и адаптации системы под конкретные нужды заказчика из-за разности мышления разработчиков и конечных пользователей. Итак, наша следующая инновация -

  • все уже настроено.

Это значит, что наше решение работает сразу после включения  в сеть. На стадии формирования заказа наши технические менеджеры занимаются сбором требований Заказчика к системе телефонии, и станция Asterisk приходит к Заказчику уже полностью настроенная под его требования. Если в комплекте были заказаны IP телефоны, то при их включении они сразу же подключаются к АТС, так как именно такое поведение было сконфигурировано и протестировано нашими специалистами  в лаборатории перед передачей заказа в отдел доставки.

После установки АТС у Заказчика остается только подключить ее к новым провайдерам связи и/или старой АТС. Здесь мы подходим к нашей третьей инновации -

  • простота и скорость получения доступа к тех. поддержке.

Благодаря современным протоколам IP телефонии каждая поставляемая нами АТС подключается по IP протоколу к нашему собственному центру обработки вызовов. 

Детали реализации

Начнём по порядку.

  1. Сеть. На этапе переписки с Заказчиком собирается информация о сети: ip адрес сервера, маска сети, шлюз, сервера DNS и прописывается в конфигурации сервера.
  2. Абоненты. Абоненты могут быть двух типов: IP и аналоговые телефоны. Если абоненты подключаются по аналоговым телефонам при помощи плат Digium, в АТС настраивается каждый аналоговый порт и сопоставляется с внутренним номером абонента - эта информация заносится в журнал Конфигурации и передается Заказчику вместе с сервером. Все, что необходимо сделать при установке станции в офисе - подключить каждый телефон в свой порт. В случае с SIP телефонами все еще проще. Каждый телефон имеет свой MAC адрес, написанный на обратной стороне.  На сервере АТС устанавливается сервис DCHP, который назначает SIP телефонам IP адреса. Помимо IP адреса, SIP телефон во время загрузки получает от DHCP сервера информацию о сервере конфигурации, с которого далее он скачивает свой индивидуальный файл конфигурации (снова по MAC адресу). Такая система называется auto provisioning, или автоматическое управление конфигурацией.
  3. Другие настройки. В процессе первичного сбора требований наши специалисты стараются выяснить максимум информации о всех задачах, возлагаемых на АТС Asterisk, и сразу же их реализовать.

Благодаря большой подготовке и хорошо спланированному внедрению мы достигаем двух наиболее важных целей:

  • IP телефония и Asterisk - это просто.
  • АТС plug&play - включи и работай.

В заключение

Если Вы находитесь на стадии выбора поставщика решения телефонии и сравниваете нас с кем-то еще, задайте им следующие вопросы:

  • Как осуществляется техническая поддержка? По телефону? По почте? Насколько оперативно?
  • Что необходимо сделать после приобретения ПО и оборудования? Кто это будет делать? Как много это займёт времени?
  • Сколько будет стоить увеличение числа пользователей или одновременных звонков? Какими ограничениями обладает данное решение?